| Конвенция о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в
государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и
основным международно-правовым документом обязательного характера,
посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54
статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения
до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает
ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от
голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Участниками Конвенции о правах ребенка являются Святой Престол и все
страны-члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали. Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В её положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребёнка,
в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия
всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая
имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация
провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно
имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их
благо и благо общества. Основные положения:
Первая часть
- Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок»,
утверждают приоритетность интересов детей и обязательство
государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации
осуществления прав, закреплённых в Конвенции.
- Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство,
право знать своих родителей, право на заботу родителей и на
неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
- Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов,
имения своего имущества, своего мнения, на свободу мысли, совести и
религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению
информации.
- Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и
законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со
стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного
окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом
отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное
обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.
- Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование
родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
- Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав
детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков,
совращения, похищения и торговли детьми.
- Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное
тюремное заключение без возможности освобождения за преступления,
совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания
детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях
или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых
конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и
социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или
злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в
более высокой степени, чем предусмотрено Конвенцией.
Вторая частьСтатьи 42-45 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре,
функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства
информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции.
Третья часть- Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем
соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих
конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми
государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом
ООН Святой Престол.
Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав,
определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы
именно в Конвенции.
О праве на образованиеКонвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное
образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития
различных форм среднего образования,
как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для
всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного
образования. О воспитании детейНеотъемлемую часть образования составляет воспитание.
Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы
«предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание
принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за
воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях
законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие
ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной
заботы».
- Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за
ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности,
передачу на воспитание, усыновление
или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по
уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным
образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его
этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и
родной язык».
- Ст.21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой
стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве
альтернативного способа ухода за ребенком, если ребёнок не может быть
передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить
его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо
подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».
- Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст.
29 этого документа. Практически в ней регламентируются для
стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:
a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей
ребёнка в их самом полном объёме; b) воспитание уважения к правам
человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в
Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к
родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к
национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его
происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d)
подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе
понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между
всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а
также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к
окружающей природе. ПРАВА ДЕТЁНЫШЕЙ
Директор Международного департамента Министерства образования и науки Российской Федерации УГРИНОВИЧ Евгений Витальевич
| |