ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ (СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В дословном переводе «медиация» означает «посредничество», в данном случае посредничество третьего нейтрального лица при разрешении конфликта между двумя или более сторонами.
Само посредничество старо как мир. Наибольшее развитие издревле эта процедура получила в регионах с наиболее развитой торговлей. Так многие историки находят корни современной медиации у Финикийской цивилизации и в Древнем Вавилоне. Широкое распространение получил институт посредничества на востоке – в Китае и Японии. В этих странах и сегодня нормы морали ставят примирение сторон через диалог, даже с использованием посредника, намного выше, чем решение проблемы государственным судом.
Однако институт медиации в современном его виде возник в середине ХХ века в США.
В самостоятельную процедуру медиация превратилась лишь с середины 70-х годов. Основоположники – Роджер Фишер и Уильям Ури, профессора Гарвардской школы права.
Суть концепции в том, что за жёсткими позициями конфликтующих сторон стоят прежде всего определённые потребности (интересы). И если в ходе переговоров удастся определить эти интересы сторон, то будет сделан огромный шаг на пути к достижению соглашения.
Медиатор строит переговоры таким образом, чтобы на первый план вышли именно интересы сторон. То есть достигнутое в процессе медиации решение будет являться взаимовыгодным, нет победителей и нет проигравших.
Школьная жизнь – это также очень сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно различные пласты взаимодействия большого количества людей, в ходе которого возникает немалое количество конфликтных ситуаций. У современной школы есть ряд инструментов для разрешения конфликтных ситуаций, но далеко не все они результативны и конструктивны, что часто отмечают и сами участники образовательного процесса. В связи с этим в России организовываются школьные службы примирения, где медиаторы (независимые посредники) помогают учащимся разобраться в конфликтной ситуации.
Таким образом, Школьная Служба Примирения – это служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы.
И в первую очередь - это:
Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтёрское движение подростков школы.
Метод «Школьная медиация» – это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Что даёт участие в школьной службе примирения?
Подростку, совершившему правонарушение:
- осознать причины своего проступка и их последствия;
- принести извинения и получить прощение;
- загладить причинённый вред;
- вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно, были нарушены в результате случившегося
2. Родителям:
- помочь ребёнку в трудной жизненной ситуации, способствовать развитию у него ответственного и взрослого поведения
3. Потерпевшему:
- избавиться от негативных переживаний и желания отомстить;
- убедиться в том, что справедливость существует
4. В целом для школы:
- Разрешение конфликтов силами образовательного учреждения.
- Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
- Профилактика школьной дезадаптации.
- Школьное самоуправление и волонтёрское движение учащихся.
Результат медиации
В качестве важнейшего результата восстановительной медиации рассматриваются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причинённый вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.
Чтобы процесс медиации был не случайным и ситуативным, важно вписать школьную медиацию в структуру школы. Служба реализует программы примирения, важным результатом которых является как преодоление враждебности между сторонами, так и участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации. Программой примирения называют встречи участников
конфликта, организуемые медиатором, (нейтральным посредником) за «столом переговоров».
Результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший случай на специальную коррекционную медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации.
Основные идеи стандартов восстановительной медиации
Стандарты восстановительной медиации разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации (17 февраля 2009 г.). Восстановительный подход противостоит подходу, ориентированному на наказание, и направлен на преодоление негативных последствий конфликтов.
Основные принципы восстановительной медиации:
Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до её начала, так и в ходе самой медиации.
Информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, её процессе и возможных последствиях.
Нейтральность медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию.
Конфиденциальность процесса медиации. Медиация носит конфиденциальный характер. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления. При выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.
Ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также за соблюдение принципов и стандартов.
Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
Заглаживание вреда обидчиком. В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причинённого жертве.
Самостоятельность служб примирения. Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.
При несоблюдении принципов медиация не может быть результативной, эффективной.
Соблюдение принципов обязательно при использовании приёмов медиации. Не только потому, что это определено законом. При нарушении принципов медиатор
оказывается в очень уязвимой позиции: сам может быть втянут в конфликт, спровоцировав недоверие сторон.
Полномочия и ограничения медиатора
Подведу итог. Стороны наделяют медиатора точно определённым объёмом полномочий, не больше и не меньше.
Он не вправе:
- ни судить,
- ни примирять,
- ни делать заключений,
- ни давать оценок,
- ни представлять сторонам проекты решения.
- Медиатор не вправе принимать никакого решения, которое затрагивало бы по существу разрешаемую проблему.
- Медиатор сопровождает стороны на пути устранения конфликта, но не ведёт их по нему.
- Решение является не навязанным извне уполномоченным органом, а результатом совместной работы сторон, то есть исходит исключительно от них самих. Это решение будет исполнено, потому что оно выгодно для самих сторон, а не потому, что они опасаются санкций.
- К тому же стороны не только достигают приемлемого решения, но и создают возможность для укрепления и развития их дальнейших отношений, в то время как вынесение решения судом зачастую не только не прекращает конфликт, но и делает невозможным дальнейшие отношения между сторонами, так как не было достигнуто их реального примирения.
При нарушении полномочий (а это может происходить в ходе беседы) медиатор рискует быть втянутым в конфликт.
Пример 1: «Всё это мне очень не нравится» – собственное умозаключение медиатора. Ошибка и Опасность: Фраза вызывает ещё больший всплеск негативных эмоций у сторон. В ответ может последовать втягивание медиатора в конфликт, обвинения и.т.д.
Пример 2: «Вы же понимаете, что не правы, может быть, лучше уступить?» Ошибка и Опасность: Осуждение, попытка примирить, предоставление готового решения конфликта. В ответ может последовать обвинение в предвзятости. Медиатор, отвечая на обвинения, окажется в позиции оправдывающегося. Медианты уже не относятся к медиатору доброжелательно и с доверием.
Организационные особенности службы примирения, работающей в статусе органа самоуправления
Как орган самоуправления, служба примирения не может быть подчинена и подотчётна администрации школы. Она выстраивает с администрацией партнёрские отношения. Это означает не только иной способ кооперации, но и другой уровень
ответственности. Служба в статусе органа самоуправления берёт на себя всю полноту ответственности за результаты своей активности.
Особенности службы примирения в системе образования
В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят учащиеся-медиаторы и взрослый куратор.
В службах примирения образовательных учреждений медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:
а) учащиеся;
б) педагогические работники образовательного учреждения;
в) иные взрослые (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Положение о службе примирения должно быть разработано и утверждено администрацией образовательного учреждения. Также возможно внесение дополнений о деятельности службы примирения в устав образовательного учреждения и другие документы.
Программа примирения включает три основные фазы медиации:
1. Фаза знакомства с конфликтом (индивидуальные встречи с каждой из сторон, изучение проблемы, сбор и анализ информации)
2. Фаза медиационной беседы (работа с конфликтующими сторонами, ведение переговоров)
3. Фаза осуществления (наблюдение за реализацией)
Фаза 1
Узнав о конфликте, медиатор:
Шаг 1
- Анализирует, поддаётся ли медиации этот случай.
- Анализирует, возможно ли соблюсти принципы медиации в данном случае.
- Определяет (формулирует для себя) проблему, мотивы, причины.
Шаг 2
Встречается со сторонами индивидуально. Беседует. Цели: дать высказаться («выпустить пар»), оценить психическое состояние сторон; выяснение позиций, определение того, как сами стороны видят ситуацию и насколько разнятся их представления о ситуации; выяснить причину непонимания.
Шаг 3
Мотивирует стороны на очную встречу. (Показывает преимущества открытого диалога и участия в медиации. Рассказывает о правилах проведения медиации, принципах).
Фаза 2
ЦЕЛЬ – дать сторонам понять опасения друг друга.
Медиатор предлагает заключить соглашение (некоторые источники предлагают письменное, как это рекомендовано в классической медиации, но в школьной медиации, направленной чаще на урегулирование конфликтов между несовершеннолетними, это не используется, т.к. письменное соглашение требует официального заверения, указания данных свидетельств о рождении и т.д., это больше относится к медиации в гражданской и предпринимательской сфере, когда стоит вопрос обращения в суд). Заполнение документации требует письменного согласия родителей на обработку персональных данных, соглашение должно быть проверено и заверено юристом, это предполагает определённые затраты и нарушение принципа конфиденциальности. В школьной практике используется больше сама технология, позволяющая урегулировать конфликт быстро и взаимовыгодно для обеих сторон. Оформление соглашения на бумаге при урегулировании школьных конфликтов не обязательно, и нормативными актами не регламентировано.
В школьной медиации обычно достаточно устной договорённости между сторонами. Медиатор следит, чтобы стороны взяли на себя равные обязательства. Медиатор в конце встречи дает понять, что при повторных недоразумениях можно встретиться вновь.
Фаза 3
Чётко формулируются сроки выполнения, подробно проговариваются неясные для сторон условия.
Формулируется конкретно, что и когда делает каждая сторона.
Определяется срок контрольной встречи.
Таким образом, медиация применяется тогда, когда недостаточно просто разрешить спор, но важно, чтобы стороны были бы удовлетворены результатом.
Ведь в случае, когда какая-либо сторона не удовлетворена результатом, возникает опасность того, что решение не будет добросовестно исполнено.
Ответственность в восстановительной медиации понимается не как наказание, а как понимание обидчиком чувств потерпевшего, последствий, к которому привело правонарушение, а затем заглаживание причинённого вреда самим обидчиком.
Конфликт должен быть решён его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
Приказ о службе медиации с. Мунино
Приказ о назначении медиаторов
Развитие школьных служб медиации на территории Саратовской области в 2014 -2016 гг.